Система Интерактивного Тестирования Знаний «СИнТеЗ»

Презентация программы

Меню

Скачать

Документ в формате MS Word Подробное описание системы «СИнТеЗ» (7 КБ)

Презентация в формате MS Power Point Презентация системы «СИнТеЗ» (3 184 КБ)

On-line презентация

Подробное описание программы

Система Интерактивного Тестирования Знаний "СИнТеЗ" представляет собой инструмент для создания тестов, проведения тестирования и анализа полученных результатов.

Современные тестовые программы должны удовлетворять как минимум 4-м требованиям, а именно требованиям объективности, безопасности, удобства и доступности.

Начнем с объективности проверки знаний. Для большей объективности желательно, чтобы в тестовом задании содержались вопросы разных типов, разного уровня сложности, имеющих разную тематическую направленность и т.д. Поэтому, система имеет механизм наделения вопросов различными признаками и возможность создания сценариев, учитывающих эти признаки при генерации тестового задания и его проверке.

Требование безопасности предполагает, что соответствующая информация должна быть надежно защищена от постороннего вмешательства. В системе СИНТЕЗ это достигнуто путем централизованного хранения данных и четкого разграничения прав субъектов системы. Так что, например, никто из учеников не будет иметь возможность просмотреть тесты заранее, и никто из посторонних не сможет в них ничего напортить.

Удобство. Оно складывается из двух составляющих. Во-первых, это ясность интерфейса, что позволяет начать работу без особой предварительной подготовки. Во-вторых, наглядность отображения полученных результатов, - это различного рода отчеты, которые автоматически генерирует система. Кстати, отчеты будут полезны при "разборе полетов" в случае несогласия ученика с полученной отметкой.

И, наконец, доступность. Учитель избавлен от необходимости копировать созданные тесты на каждый компьютер, а затем, после проведения тестирования, обходить их для сбора результатов. Созданный один раз тест становится доступным для прохождения учениками с любого компьютера в школьной локальной сети. Мало того, если у ученика дома есть Интернет, он сможет, например, в случае болезни одновременно с классом сдать тест и из дома.

Перейдем теперь к описанию возможностей системы.

Соображения безопасности - они были сформулированы ранее - требуют наличия так называемой "административной вертикали". То есть построения системы в виде набора ролевых модулей с четко обозначенными функциями. Таких модулей три: завуч, учитель и ученик. Разумеется, для работы с любым модулем нужно, во-первых, иметь соответствующие права, а, во-вторых, пройти аутентификацию.

В обязанности завуча входит выполнение всей подготовительной работы, а именно: регистрация предметов и привязка их к учителям, регистрация учителей и привязка их к предметам, регистрация классов, учеников и привязка их к классам. Также завуч наделяет пользователей правами доступа к тому или иному ролевому модулю.

Самая большая функциональная нагрузка, как всегда, ложится на плечи учителя. Он создает и редактирует тесты, публикует их для тех или иных учеников, проверяет результаты тестирования и выставляет итоговую оценку. Рассмотрим этот процесс более подробно.

Первое, что делает учитель, это он создает сам тест по выбранному предмету и разбивает его на темы.

Затем он наполняет тестовую базу вопросами, которые могут относиться к одному из пяти типов: "выбор одного правильного варианта ответа", "выбор нескольких правильных вариантов", "прямой ввод с клавиатуры", "соответствие" и "расположите в правильном порядке". В процессе работы с вопросами их можно наделять необходимыми атрибутами, как то привязка к теме и задание уровня сложности. Удобства в работе обеспечивают два дополнительных компонента: текстовый редактор и менеджер тестов.

Текстовый редактор позволяет, помимо стандартных возможностей форматирования, вставлять в поле вопроса и ответа не только обычный текст, но и списки, таблицы, картинки, звук, видео и т.д.

Менеджер тестов, позволяет переносить и копировать, переименовывать, удалять вопросы, темы и тесты. Он выполнен в стиле "проводника" Windows и даже поддерживает технологию перетаскивания (drag-and-drop).

После наполнения тестовой базы учитель должен составить сценарий тестирования. На его основе будут генерироваться тестовые задания с учетом ранее заданных атрибутов вопросов, а так же определяться порядок прохождения тестирования.

Поскольку сценарии в аналогичных программах встречаются достаточно редко, я поясню, зачем они нужны. Сформулированные ранее требования к объективности предполагают, что число вопросов в тестовой базе будет достаточно велико (100 - 200 вопросов). Из них ученику будет задано небольшое их количество - порядка 10-15 вопросов, отобранных случайным образом. Но мы знаем, что вопросы могут иметь различный уровень сложности и различную тематическую направленность. И если пустить процесс генерации тестового задания на самотек, то, скорее всего, вопросы лягут неравномерно. То есть одному ученику достанутся лишь простые вопросы, другому лишь сложные, одному по одной теме, другому по другой. Для предотвращения подобных ситуаций учитель может указать сколько вопросов по какой теме, какого уровня сложности будет задано ученику. Например, в тесте по арифметике должно быть по теме "сложение" должно быть 3 сложных, 5 средних, 5 простых вопросов; по теме "вычитание" - 4 сложных, 7 средних, 5 простых, 3 очень простых.

Также сценарии включают в себя настройки времени, выделяемого на тест. Предусмотрено три временных режима. Первый - тест без учета времени, второй - время выделяется на весь тест и жестко нормируется (например, на весь тест 40 минут) и третий - время вычисляется в зависимости от числа и сложность вопросов. Если учитель добавит вопрос или сделает вопрос более сложным, то время автоматически увеличится, если удалит или сделает вопрос менее сложным, время автоматически уменьшится. Количество времени, выделяемое на вопрос того или иного уровня сложности, указывается в настройках.

Следующий раздел сценария - настройка порядка ответа на вопросы. По умолчанию ученик может отвечать на вопросы в произвольном порядке, пока у него не кончилось время и, разумеется, пока он не сдал тест, он может изменить свой ответ. Но есть возможность запретить это - тогда ученик будет отвечать на вопросы в порядке их следования, и, ответив на вопрос, он уже не сможет изменить свой ответ.

И последний раздел сценария - настройки перемешивания, где учитель указывает, нужно ли перемешивать темы, вопросы и варианты ответа, или же порядок их следования будет одинаков для всех учеников.

Наконец, для автоматического выставления окончательной оценки по результатам тестирования учитель должен, во-первых, установить цену вопросу той или иной сложности в неких условных единицах, а, во-вторых, соотнести количество набранных условных единиц с оценкой по пятибалльной шкале. Все это он делает с помощью соответствующей формы, представленной на слайде.

Ну и в самом конце, учитель должен опубликовать созданный тест для определенного круга учеников: для всего класса, какой-то его части или для нескольких классов. Только после этого он станет доступен для прохождения. Совершенно не обязательно сдавать тест сразу. Учитель может подготовить тест заранее, но пока он не опубликован, никто из учеников его не увидит.

Результаты прохождения выводятся учителю в виде отчета. Отчеты бывают двух типов: общий отчет по классу и подробный отчет по ученику.

Отчет по классу включает в себя число правильных и неправильных ответов, средний балл и отметку как для каждого ученика, так и для класса в целом.

Отчет по ученику включает в себя, во-первых, список всех заданных вопросов с указанием ответа ученика и правильных вариантов, во-вторых, число правильных и неправильных ответов и средний балл за весь тест с разбивкой по темам, и, наконец, рекомендуемую системой отметку.

Помимо текстовых отчетов имеется возможность просматривать диаграммы успеваемости каждого ученика.

Наконец, после того, как тест пройдет достаточно большое количество учеников, учитель может просмотреть статистику по тесту, благодаря чему он может узнать, сколько процентов учеников справились, а сколько не справились с тем или иным заданием, узнать типичные ошибки и получить среднюю успеваемость учеников по тому или иному тесту.

Что же касается модуля "Ученик", то его функциональные возможности в системе минимальны: с его помощью можно лишь сдавать тесты. Нужный тест выбирается из списка опубликованных тестов, который, как я уже говорил, предварительно формируется учителем. Если учитель сочтет это нужным, после сдачи теста ученики смогут увидеть, на какие вопросы они ответили правильно, а на какие неправильно.

Таковы основные возможности Системы Интерактивного Тестирования Знаний "СИнТеЗ". По моему мнению, она достаточно универсальна и может использоваться не только в школе или в вузе, но и в любых других местах, где возникает необходимость проверять знания путем тестирования.

 

Copyright

ООО «Аль-Ведия», Казань 2003—2010